Фильмы и сериалы 2023-го, которые я успел посмотреть и еще точно пересмотрю
31.12.2023
Этот текст начинается с того, что я включаю волнительно-пленящую музыку из прошлогоднего Банши Инишерина (появившегося в цифре в самом конце прошлого года, посмотрел я его в начале этого, поэтому он затерялся в межмирье, не попав никуда), чтобы поймать настрой и не составить подборку, а выяснить, что это за чувство, возникающее в момент, когда титры плывут вверх, а я говорю про себя: это то самое кино. Или, если проще, понять, что меня цепляет в кино, выходящем прямо сейчас.

Моя версия 2015−2016гг. на этот вопрос про цепляющее, явно бы высокомерила и неймдропила, упоминая резкость Лантимоса, саунд-дизайн Валле, финчеровский цветокор, свободолюбие Иньярриту, способность Нолана масштабировать понятное итд итп.

И та версия до сих пор живет во мне, и по-прежнему ценит крутые аудиовизуальные приемы, ведь именно любопытство в их отношении превратило меня из человека, описывающего кино эпитетами в человека, описывающего эпитетами не только кино в целом, а и его компоненты и детали.
Обычно последний пост в году выходит на платформе Medium, но в мае 2023-го Роскомнадзор его заблокировал и даже не удосужился объяснить, для чего и почему. Это послужило толчком для того, чтобы вернуться к сайту. Материал доступен и на Medium, но я рекомендую продолжить его читать здесь.
Киллера не будет в этой подборке, но я не мог не вставить кадр из него, упоминая финчеровский цветокор: тут только глаз Фассбендера, да желтый отсвет, но уже понятно, кто в кресле режиссера
Год назад у меня не было слов, чтобы говорить в аналогичной подборке, тогда все было ясно через кадры. Теперь, когда ненормальность окончательно стала нормальностью, заикаться о чувствах, еще и к кино, как-то... А хотя как? Почему нет?

Именно эти размышления привели меня к кристально ясной мысли: время оков и запретов, возраст и (даже) усталость от насмотренности, сделали так, что теперь просмотр кино — это поиск не эстетического удовольствия, а собственных болевых точек, которые в процессе продавливаются, вскрывают уязвимость, и, если все идет по плану, то приводят к излечению и принятию.

Вывод можно сделать еще до начала самой подборки: она такая скромная не только потому, что я мало чего успел посмотреть, а и по той причине, что искал в увиденном максимум человечности, а это, кажется, не самая распространенная черта нынешних фильмов и сериалов.

Я стал еще более сентиментален, прикасаясь к кино, и это очень приятно печатать-произносить. Давайте начнем.

Без спойлеров
В этой подборке есть два фильма не совсем из 2023-го: один 2022-го, а второй и вовсе 2021-го, но их цифровой релиз в РФ состоялся именно в этом году и посмотрел я их в этом году, так что все предельно честно.
Beckham
реж. Фишер Стивенс
Бекхэм
док. сериал Netflix
1/5
В начале октября я посмотрел его залпом (всего 4 серии) и сразу зафиксировал впечатление в телеграме — оно было +- про то, что я перманентно чувствовал перезапись своих воспоминаний о футболисте и человеке Дэвиде Бэкхеме, но не в том смысле, что флэшбеки становились ярче и детальнее, а наоборот — все, что было в старой памяти стиралось, ведь было неправдой, пластиковой оберткой, под которой крылась трагедия, бесчеловечность, буллинг и десятки неправильных (но имеющих объяснение) решений, свойственных знаменитости такого ранга.

Бэкхем аккуратно и без давления привел меня в комнату, где на героев детства можно смотреть, сменив привычный угол обзора. Увидеть в них людей, а не инфантильные, идеализированные воспоминания 12-летнего.

Данный док для этого и нужен — осмыслить поп-культурную и спортивную икону через очень личный пробег по его карьере с участием абсолютно всех сторон — десятки одноклубников, тренеры, президенты команд, родители и жена Виктория (которая порой весьма некомплиментарно настроена к Дэвиду).
Shrinking
реж. Джеймс Понсольдт и др.
Терапия
сериал Apple TV+
2/5
Есть целый ряд актеров, заблиставших в 2010-е, и попадающих в мою личную подборку «ну, точно я», этаких ребят-недотеп, располагающих к себе с первых минут и серий: Майкл Сера в «Будь моим парнем на 5 минут», Джесси Айзенберг в «Парке культуры и отдыха», Пол Дано в «Руби Спаркс», Зак Брафф в «Клинике», Джозеф Гордон-Левитт в «500 дней Лета». Ну, вы поняли?

Есть два других моих фаворита: Джош Рэднор и Джейсон Сигел из «Как я встретил вашу маму», за карьерами которых я активно слежу с первых сезонов ситкома. Несмотря на разницу в возрасте, я рос одновременно с их героями, поэтому эти актеры теперь для меня будто далекие братья или дяди. Так вот, Джейсон Сигел, долго не выходивший на связь (либо просто шлявшийся где-то не там) вдруг взял и вернулся. Стучит в дверь, потрепанный, но с той самой искренней грустной улыбкой.

Джейсон Сигел — не Дэниел Дэй-Льюис, не Хоакин Феникс. Он будто играет разные жизни одного человека. В «Терапии» Джейсон — это Джимми, психотерапевт, переживающий горе. Ему самому нужен психотерапевт. И друг. Пытаясь выбраться из депрессии, он меняет подход к работе.

Тут есть Харрисон Форд и еще пара-тройка ярких персонажей, но для меня Shrinking — это Джейсон Сигел, тот самый персонаж из прошлого, взявшийся из ниоткуда: он вряд ли знает, что у тебя случилось, он не научит тебя ничему полезному, не расспросит о твоих делах, будет шутить так, как ты не шутишь. Но, возможно, именно сейчас, на эти сколько-то часов он тебе жизненно необходим.
Джейсон Сигел в последний раз был легендарен в Конце тура (2015), играя писателя Дэвида Фостера Уоллеса, а Джош Рэднор, снявший однажды пару крепких инди-фильмов с собой в главной роли, и вовсе затерялся в медиаполе: был сериал Взлет, но я больше верю в его камбэк в картине Все счастливые семьи.
The Crowded Room
реж. Корнель Мундруцо и др.
Переполненная комната
сериал Apple TV+
3/5
А в этом сериале от Apple я выбил для себя комбо: Том Холланд снова в полноценной драме (Дьявол всегда здесь до сих пор в моем сердце), Аманда Сейфрид с большой, сложной ролью, место действия — Нью-Йорк конца 1970-х, и это психологический триллер по Дэниелу Кизу.

Если кратко:

  • Многочасовое эмоциональное представление Тома Холланда, но при этом не театр одного актера (у Переполненной комнаты большущий и очень колоритный каст).

  • Сериал знает, что вы уже все знаете, и именно поэтому его так интересно смотреть — стоит только перестать ждать твист, как начнут проявляться слои.

  • Переполненная комната, как и любой психотриллер — вообще не то, чем кажется, а специфика сюжета развязывает руки на переплетение с любыми жанрами. Это и фэнтези, и комедия, и детектив, и подростковая драма.

У меня не выходит рискнуть и отнести и Терапию, и Переполненную комнату к сериалам про психотерапию: первый скорее станет таймкиллером, приятным, но не бездумным времяпрепровождением, второй вы будете смотреть на нервяке, ставить на паузу, и кусать ногти. Вроде бы одна тема: беды с головой, но насколько по-разному раскрытая.

Еще есть предположение, что не будь тут Холланда, то, возможно, Переполненная комната осталась бы летним проходнячком.
Les Olympiades, Paris 13e
реж. Жак Одиар
Париж, 13-й округ
фильм Page 114
4/5
Как и в случае с Терапией, это кино нашло меня само. В такие моменты мне неудобно перед фильмами и книгами, прозябающими месяцами (иногда годами) в папке «буду смотреть» и на полке. Что-то совершенно детское: отбросить в сторону текущую игрушку, забыть ее, и кинуться в объятия неизвестной новой.

Париж, 13-й округ своим названием и монхромом настраивал на определенную картинку еще до прикосновения к нему: троица героев, значит Мечтатели; Париж, значит Годар, но стоило только начать, как всё растворилось, та искренность, с которой Одиар рассказывает истории молодых людей перекрывает любые ожидания (то, как он их рассказывает и переплетает может стать спойлером).

В этих парижских зарисовках мне угадываются мотивы (не падайте) из Иронии судьбы: потерянность среди панелек (кстати в оригинальном названии фильма упоминается Олимпиад, местность в 13-м округе Парижа, где есть свой Чайнатаун, что тоже имеет отношение к сюжету), неумение вовремя сказать вслух то, что на уме, страх взять все под контроль и начать.

Только в последние дни декабря, листая все увиденное за год, я понял какое ясное ощущение оставил этот фильм — это кино для момента, когда ты потерялся, но тебе не нужны конкретные ответы. Тебе просто хочется посидеть рядом с такими же как ты.
Aftersun
реж. Шарлотта Уэллс
Солнце мое
фильм AZ Celtic Films
5/5
Обычно я не смотрю серьезные фильмы в самолете, там не получается сфокусироваться, но... видимо очередной промысел кинобогов свел меня с Aftersun на ночном рейсе.

Картина накрыла в два этапа: первый, разумеется, после просмотра, и второй, когда я решил поверхностно почитать о ней в интернете, и осознал, что все понял вообще не так, как задумывалось (и я не про какие-то там метафоры и теории, а про то как фильм буквально описывается в синопсисе). Но это даже плюс, большой плюс.

Помните, в начале я сказал про сентиментальность? Она невиданных масштабов. Одна мысль об этом фильме способна меня растрогать, и это очень легко объясняется: по ходу картины мы ассоциируем себя с обоими героями — и с молодым отцом Калумом, и с его 11-летней дочкой Софи. И вот это переключение между чистым взглядом ребенка, впервые оказавшемся на каникулах с отцом, и мужчиной, старающимся ради нее удержать баланс и скрыть все свои проблемы, и быть ей папой и надежным другом, разворошила все самые тяжелые, самые яркие воспоминания о родителях. Стробоскопом я переключался между собой-ребенком и своей мамой в моем нынешнем возрасте, уже примерно понимая как все сложно, в том числе воспитание.

Это кино разорвало мое сердечко. Сотрясло все то живое, что осталось во мне, что я так умело скрываю. После Aftersun не хочется быть грубым, черствым и токсичным. Просто хочется любить.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website