Психологический триллер
в кино: от «Психо» до «Джокера»

2020-е
Если вы открыли страницу со смартфона, то, пожалуйста, переверните его для корректного отображения
Кликните на интересующее десятилетие, чтобы сразу перейти к нему или продолжайте скроллить
Психологический триллер в кино: от «Психо» до «Джокера»
Кликните на интересующее десятилетие, чтобы сразу перейти к нему или продолжайте скроллить
Психологический триллер
в кино: от «Психо» до «Джокера»
2020-е
Кликните на интересующее десятилетие, чтобы сразу перейти к нему или продолжайте скроллить
Психологический триллер в кино: от «Психо» до «Джокера»
Кликните на интересующее десятилетие, чтобы сразу перейти к нему или продолжайте скроллить
Хронология психологического триллера
О ПРОЕКТЕ
Триллеры через ожидание, волнение, тревогу и удивление способны «держать» зрителя и беспрерывно вызывать у него спектр острых ощущений. Психологические триллеры (далее – психотриллеры) успешно добиваются того же, а то и куда большего, за счет фокусировки на эмоциональном состоянии персонажей и окольных глубинах человеческого разума.

В отношении хорошего психотриллера слово «сеанс» как нельзя кстати: происходящий опыт становится больше, чем просмотром — он обретает терапевтический эффект, выступает надежным фундаментом для выстраивания диалога: между режиссером / сценаристом и зрителем, экранным опытом и зрителем, зрителем и самим собой. Мы «проживаем» такие фильмы, «общаемся» с ними, вспоминаем забытые чувства, узнаем ближе себя, подбираемся к самой сути.

Именно таким картинам посвящен этот лонгрид, представляющий из себя хронологию психотриллера — от его истоков до происходящего с ним в 2020-м году. Здесь можно ознакомиться с культовыми психотриллерами прошлого и настоящего, с именами, стоящими за ними, проследить изменчивость жанра — от поднимаемых тем до визуальных приемов.
Хронология психологического триллера в кино

литературные истоки

1697

Синяя борода

La Barbe bleue, автор: Шарль Пьеро

Триллер (как и психотриллер) добрался до киноэкрана через тысячелетнюю литературную историю: и если захватывающее дух повествование в поэме «Одиссея» Гомера (написанной приблизительно в VIII веке до н. э.) все же сложно связать напрямую с нынешним триллером, то «Синюю бороду» Шарля Пьеро — легко.
Через несколько мгновений она стала замечать, что пол весь покрыт запекшейся кровью и что в этой крови отражаются тела нескольких мертвых женщин, висевших на стенах: все это были жены Синей Бороды, который вступал с ними в брак, а потом убивал.
Отрывок из произведения
На иллюстрации Гюстава Доре Синяя Борода похож на Уиллема Дефо в «Маяке» (2019)
Если так подумать, то Синяя Борода — это вообще один из первых серийных убийц, попавший на страницы книг. История, перекочевавшая из французских легенд, даже сейчас заставит понервничать: богатенький мужчина с синей бородой раз за разом женится, а жены куда-то пропадают. Всего несколько десятков страниц, а тут и тайны, и погони, и саспенс, и бедная девушка на перепутье — все это покрыто мистицизмом, символизмом и недосказанностью.

Про синебородого антагониста так и напрашивается приквел, в котором мы бы узнали, что за травма подтолкнула его к серии убийств своих возлюбленных (а еще было бы неплохо узнать, почему борода синяя и пробовал ли он бриться). И, по сути, такой приквел есть, ведь то, что сделал Пьеро — это ремейк старофранцузской сказки, где рассказывалось о рыцаре, убившем свою первую жену, а потом и пять последующих, но уже из-за того, что они, любопытные Варвары, заглядывали в запретную комнату, где рыцарь складировал трупы предыдущих жен. Поговаривают, что сказка произрастает из нескольких настоящих историй с куда более жуткими подробностями (вроде жертвоприношений и разговоров с духами).
1845

Ворон

The Raven, автор: Эдгар По

Психотриллер — это в первую очередь активная фокусировка на личном кризисе рефлексирующего персонажа. Стихотворение «Ворон» — тот самый пример. У молодого человека умерла девушка и он не может начать нормально жить, отпустив ее. К нему в окно залетает ворон (изначально По подумывал о попугае) и он начинает с ним общаться. Облик «Ворона» параноидальный, хорроровый — дочитывая одну строчку, мы, будто опасаясь открыть скрипучую дверь в ночи, аккуратно и стараясь не выдать свой страх, переводим взгляд на следующую.
И воскликнул я, вставая: «Прочь отсюда, птица злая!
Ты из царства тьмы и бури, – уходи опять туда,
Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,
Удались же, дух упорный! Быть хочу – один всегда!
Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь – всегда!»
Каркнул Ворон: «Никогда»
Отрывок из произведения
По искажает пространство, мистифицирует его, нагоняет саспенс, использует рефрены, а в центр повествования ставит персонажа, страдающего легкой степенью шизофрении и аутоагрессии — птица ему вторит, что «никогда» то, «никогда» это, но он продолжает ее допрашивать, извращенно наслаждаясь этими страданиями.

киноистоки

1927

Жилец

The Lodger: A Story of the London Fog, реж. Альфред Хичкок

На тот момент 27-летний Хичкок уже снял несколько немых фильмов, но именно «Жильца» он назвал своей первой полноценной работой, первым «хичкоковским» фильмом. Его поездка в Германию дала о себе знать — «Жилец» пропитан немецким экспрессионизмом: выраженный свет, тени, контраст и, конечно, сюжет, развивающийся на фоне убийств молодых блондинок, совершаемых маньяком под псевдонимом Мститель.

Но ни это, ни уникальные визуальные приемы (стеклянный пол, шатающаяся в определенные моменты лампа) не сделали «Жильца» похожим на состоявшийся «хичкококвский фильм». А вот впервые задействованная тема с обвинением порядочного человека — да, как и разрушение сложившегося образа актера — загадочно-нервного жильца, подозреваемого в серийных убийствах, сыграл «хороший парень» Айвор Новелло.
1945

Завороженный

Spellbound, реж. Альфред Хичкок

К этому моменту Хич уже вовсю снимает звуковое кино по различным приключенческим романам. Он запоздало добирается до «Дома Доктора Эдвардса» и решается его экранизировать. По сюжету женщина-психиатр Констанс влюбляется в нового главного врача, который, если верить косвенным уликам, возможно и не врач, а самозванец, притворяющийся мертвым человеком. Но у Констанс своя теория — она уверена в том, что у него амнезия. Завороженная тягой к мужчине, она следует за ним даже после побега и найдя его в отеле начинает свое расследование, в ходе которого узнает, что амнезия вызвана тем, что он стал свидетелем убийства настоящего врача. Через исследование ночных кошмаров героя получается разгадать тайну и найти настоящего убийцу.
Декорации, разработанные Сальвадором Дали
Некоторые приемы в «Завороженном» стали новаторскими для кинематографа и определяющими для становления психотриллера. К примеру, то внимание, с которым режиссер подошел к «экранизации» снов героя. Для выполнения этой задачи он обратился к Сальвадору Дали, в том же году выпустившему свой шедевр – картину «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сюрреалист переосмыслил наработки «Андалузского пса» (1929), сделав аллюзию на самого же себя — глаз-декорацию в сцене сна разрезали ножницы. Помимо этого, в кадре появляются мрачные картины, нарисованные Дали специально для «Завороженного».
Кадр из «Андалузского пса» (1929), реж. Луис Бунюэль (сценарий написал он же вместе с Дали)
А в ключевой сцене картины задействована «субъективная камера» — камера располагается в таком положении, что у зрителя создается впечатление, будто он наблюдает действие не сквозь операторскую призму, а глазами героя или даже предмета. Прием применялся еще в начале XX века, но долгое время считался сугубо экспериментальным.

Хичкок же провернул невообразимое — в финальных кадрах через субъективную камеру он показывает глазами героя его самоубийство.
Использование приема «субъективная камера»

появление психотриллера

1958

Головокружение

Vertigo, реж. Альфред Хичкок

Лица: Джеймс Стюарт, Ким Новак

Темы / страхи / отклонения: боязнь высоты, посттравматический стресс, галлюцинации, чувство вины, одержимость, объективизация

Пересечение с жанрами: детектив, романтика

Ощущения: вскруживает эстетикой

Приемы и особенности: транстрав, опенинг дизайнера Сола Басса, Сан-Франциско как отдельный персонаж, работа с цветом, ночной кошмар Скотти
Фильм можно без зазрения совести называть не только одним из главных психологических триллеров (не обращая внимания на то, что ему идет уже седьмой десяток), а и работой, определившей карьеру Хичкока и кинематограф в целом. Вся суть «Головокружения» в одержимости главного героя — раз за разом мы вместе со Скотти проходим по кругу и возвращаемся к началу.
Мы путешествуем в пространстве так же, как во времени, путешествуют наши мысли и мысли персонажей, они опускаются, а точнее — идут по спирали в прошлое. Все образует круг, но круг никогда не заканчивается, и вращение уносит нас глубоко в воспоминания. Тени идут за тенями, иллюзии за иллюзиями, но их создают не исчезающие стены и не коридор зеркал, но движение, пугающее своей непрерывностью. Наделенное мягкостью круга и бритвенной остротой прямой линии.
Эрик Ромер, «Спираль и идея» / Сеанс №72
Фрагмент из ночного кошмара частного сыщика Скотти Фергюсона, страдающего акрофобией
Особенность «Головокружения» в одной примененной технике, которая никогда не будет так «подходить» другим фильмам. Транстрав (или Dolly Zoom, или Эффект Вертиго) — это оптический эффект, при котором происходящее на переднем плане кадра остается статичным, а задний план начинает отодвигаться назад и деформироваться. Как вы догадались, одно из названий приема пошло в честь этой самой картины, в котором он был несколько раз очень точно задействован.

Транстрав не принято использовать часто и не по назначению. Прием должен вписываться в общую стилистику картины и своим появлением демонстрировать не технические возможности картины, а подчеркивать важнейший момент, как, например, боязнь высоты, проявляемая у Скотти.
Эффект Вертиго в «Головокружении». Эта штука способна укачать, лучше не засматривайтесь
1960

Психо

Psycho, реж. Альфред Хичкок

Лица: Энтони Перкинс, Вера Майлз

Темы / страхи / отклонения: раздвоение личности, эскапизм, шизофрения

Пересечение с жанрами: детектив, хоррор

Ощущения: я до сих пор не уверен фильм ли это

Приемы и особенности: эталонный саспенс, культовая сцена в душе, сюжетный твист и убийца, вызывающий эмпатию
«Психо» — хрестоматийный пример в любом разговоре о хоррорах, триллерах и, безусловно, психологических триллерах. По сюжету молодая девушка Мэрион совершает кражу денег со своей работы и пускается в бегство, но погибает от рук серийного убийцы и таксидермиста Нормана Бейтса, владеющего отелем, в котором она остановилась. Сцена ее убийства в душе — одним из самых знаковых за всю историю кино, предшествующий ей саспенс — неповторим.

Чуть ли не с первых минут картины появляется тревожное ощущение, будто что-то идет не так, что абсолютно верно, ведь героиня совершает преступление, но Хичкок делает ее «никакой» — ни симпатии, ни эмпатии, ни антипатии. Эта неразбериха по ходу ее движения (в том числе буквального) по миру фильма только усиливает подозрение и тревогу.
Образцовый матч кат, вошедший в историю
При этом продолжительность самой сцены убийства в душе, имеющей более чем 40-минутную «предысторию» исчисляется в секундах. Количество примененных планов и монтажных склеек превратило «обычное убийство» на экране в элемент поп-культуры: чередование крупных планов вопрошающего и наполненного страхом лица Мэрион, занесенного ножа, рук убийцы, стекающей крови, смешивающейся с водой. Выверенная режиссура никуда не исчезает и после «экшна» — сцена завершается матч катом со слива ванны, куда продолжает утекать кровь с водой на сверхкрупный план глаза Мэрион.

Хичкок и команда снимали эту сцену неделю. Чтобы вы понимали весь масштаб, то про эту сцену сняли документальный фильм «78/52» (2017). Цифры в названии означают количество дублей и примененных монтажных склеек

развитие психотриллера

1965

Отвращение

Repulsion, реж. Роман Полански

Лица: Катрин Денёв

Темы / страхи / отклонения: галлюцинации, одиночество

Пересечение с жанрами: драма, хоррор

Ощущения: если бы реалити-шоу снимал Полански образца 1965-го

Приемы и особенности: фоллоу шот, звуковой гротеск, широкоугольный объектив
Полански своевольно обновляет «Психо», останавливаясь не только на монохроме, а и уделяя внимания работе со способными вызвать дополнительные эмоции тенями и светом, выбирая необычные для 1960-х ракурсы — субъективную камеру или фоллоу шоты, преследующие по пятам героиню Катрин Денев. Крепчайший саспенс охватывает фильм с первых минут, когда зритель знакомится с главной героиней Кэрол — интровертом и эскапистом, и сразу же понимает, что эта история явно не закончится хэппи-эндом. Девушка видит трещины в стенах, свои отпечатки на них, теряется между сном и явью, бредом и здравым рассудком.

Поздний постмодернистский триллер окончательно сделал «нормальным» явлением то, что делал во многих своих картинах Хичкок и продолжил Полански — галлюцинации не только стали все чаще появляться в кино разных жанров, а и превратились в полноправный повествовательный киноэлемент, раскрывающий те бессознательные стороны героев, которые кажутся недоступными бо́льшую часть фильма.
Сюжет «Отвращения» очень в духе 2020-го: девушка остается одна в квартире и начинает сходить с ума
1976

Таксист

Taxi Driver, реж. Мартин Скорсезе

Лица: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер

Темы / страхи / отклонения: социопатия, безумие, посттравматический стресс, одиночество, бессоница

Пересечение с жанрами: криминал, драма

Ощущения: словно стрижка Де Ниро в этом фильме (подобие ирокеза)

Приемы и особенности: отголоски нуара, субъективное видение, ирреальность за счет размытых кадров, джазовый скор
«Таксист» — это психологический триллер-драма с «документальной» основой в виде финансового краха в Нью-Йорке 1970-х, когда еще совсем недавно процветающий мегаполис превратился в декорацию к постапокалиптическому фильму. И персонаж Де Ниро, и ситуация были пропитаны «жизненностью», поднимали актуальную тему, а то есть творение Скорсезе еще тогда было остросоциальным высказыванием в отношении текущей ситуации.
Де Ниро и Скорсезе на съемках фильма
«Таксист» — это один из немногих действительно современных фильмов ужасов.
Полин Кейл, The New Yorker
— так локальная журналистка и кинокритик объяснила, почему зритель разделяет взгляды с радикально настроенным героем из тогда только вышедшего фильма.

Трэвис Бикл, ветеран вьетнамской войны, в исполнении Роберта Де Ниро стал гласом народа — он произносил те реплики, что приходили на ум любому здравомыслящему нью-йоркерцу тех лет. В «Таксисте» из кризиса вытекали отношения (каждые из которых напрашивается назвать борьбой) не только между людьми (в том числе разных слоев), а и между человеком и городом, человеком и собственным «я».
Так выглядел Нью-Йорк после блэкаута в 1977-м
1980

Сияние

The Shining, реж. Стэнли Кубрик

Лица: Джек Николсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд

Темы / страхи / отклонения: тотальная шизофрения, семейный кризис

Пересечение с жанрами: драма, мистика, хоррор

Ощущения: клаустрофобично и непредсказуемо

Приемы и особенности: симметрия, длинные кадры, стедикам, панорамирование, фоллоу шоты
Кубрик создавал свою головоломку, не рассчитывая на то, что ее будут разгадывать. Или по-другому: он создал произведение, для правильного прочтения которого человечеству понадобилось еще несколько лет технического прогресса, как несколько веков технического прогресса понадобилось для того, чтобы приблизиться к разгадке «Менин».
Мария Кувшинова, «Кино как визуальный код»
С моей субъективной точки зрения «Сияние» произрастает примерно оттуда же, откуда «Психо». Оба были абсолютно шокирующим и революционным для своего времени. Сейчас же — они точно не хорроры, как их подавали тогда (если только чуть-чуть), а гигантские эмоциональные сгустки, не поддающиеся нормальному описанию и действующие на каждого по-разному, но главное действующие.

Кубрик выбесил Кинга, сдвинув его видение в сторону и вырезав множество страниц с мистикой. «Сияние» превратилось не в историю о маленьком мальчике Дэнни, которого окутало сверхъестественное, а в экранизацию распада личности и семьи в гигантском, но при этом сдавливающем отеле и его окрестностях.

перевоплощение психотриллера

1990

Молчание ягнят

The Silence of the Lambs, реж. Джонатан Демме

Лица: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс

Темы / страхи / отклонения: психология серийного убийцы

Пересечение с жанрами: криминал, драма

Ощущения: дрожь

Приемы и особенности: фоллоу шоты, различные позиции субъективной камеры, крупные планы глаз
C «Молчания ягнят» начинается правильное осмысление образов серийных убийц, наводивших страх на Америку все предшествующие десятилетия. Делается это, конечно, глазами молодой и неопытной курсантки академии ФБР. В ходе расследования дела серийного убийцы Буффало Билла, Клариса начинает советоваться с Ганнибалом Лектером — убийцей-каннибалом-психиатром в прошлом и профайлером ФБР в нынешнем. Всего 16 минут Лектера в исполнении Хопкинса становятся экранной интерпретацией слова «страх», при этом интерпретацией с перебором — к взмокшим ладошкам, прибавляется бесцеремонность, с которой Лектер влезает в нашу жизнь, смотрит нам в глаза.
Лектер — действительно каннибал, но не в отношении своих жертв, а в отношении Кларисы Старлинг. Их взаимоотношения представляют собой издевательскую имитацию ситуации психоанализа, поскольку в обмен на свою помощь в поимке Буффало Билла он хочет, чтобы она доверила ему – что? Именно то, что пациент доверяет психоаналитику: ядро своего бытия, свою первофантазию (блеяние ягнят).
Славой Жижек, «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)»
Психологический триллер внезапно стал полон символов — неумолкающие ягнята в голове Кларисы, ее постепенное психологическое превращение из личинки в бабочку — кстати, череп на ней отсылает к фотографии Дали. Образ жестокого убийцы, как Буффало Билла, так и Лектера, раскрывается более «человеческим» путем через наблюдение их рутины или разговоров с ними. Теперь это не просто маньяки по умолчанию (как в слэшерах), а личности. В случае Ганнибала публика сквозь страх и вовсе прониклась к нему — он может и убийца, но в первую очередь изощренный гений и одаренный высоким интеллектом психиатр. Эмпатия — страшная вещь...
Отсылка к фотографии Сальвадора Дали
2004

Машинист

El Maquinista, реж. Брэд Андерсон

Лица: Кристиан Бэйл

Темы / страхи / отклонения: аутоагрессия, галлюцинации, бессонница, посттравматический стресс, чувство вины, паранойя, амнезия

Пересечение с жанрами: драма

Ощущения: истязающий опыт

Приемы и особенности: отсылки к классическим психотриллерам, флэшбеки, ручная камера
Разговоры об этом фильме обычно крутятся лишь вокруг того, как для главной роли трансформировал свое тело Кристиан Бэйл (актер похудел на ~30 кг), но в контексте психотриллера нулевых — это кино совершенно знаковое, наравне с «Помни» и «Останься». Причина проста — фильм транслирует происходящее в голове у человека, обретшего россыпь психических расстройств.

Тревор Резник, работающий слесарем, попал в ментальную засаду — он уверен, что совершил нечто ужасное, но не помнит что, вдобавок его охватывает паранойя и гипнагогия (состояние между сном и бодрствованием). Ей вторит аналогичный, только физический тупик — Резник с отбеливателем драит пол и свои руки, а болезненная худоба делает его буквально все меньше и незначительнее. Пытаясь разобраться со всем и покинуть это фиктивное гнетущее чистилище, окутанное в болезненный, сырой цветокор, он проходит свою арку, которую в целях безопасности (вдруг вы не смотрели фильм) я не буду разглашать.
2010

Черный лебедь

Black Swan, реж. Даррен Аронофски

Лица: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель

Темы / страхи / отклонения: раздвоение личности, галлюцинации, комплексы, асексуальность, асоциальность, проблемы с родителями, паранойя

Пересечение с жанрами: драма

Ощущения: лезет под кожу, нервирует

Приемы и особенности: субъективная камера, 16mm пленка, фоллоу шоты, акцент на теле героини
Неудивительно, что именно Аронофски, ровно за 10 лет до «Черного лебедя», поставивший «Реквием по мечте», феерично перерезал красную ленточку, чтобы открыть лучшее десятилетие для психологического триллера. Занимаясь собственным переосмыслением культурного восприятия балета Чайковского, он заодно перезагрузил весь жанр. А еще заставил худеть (конечно, не так радикально, как Бейл в «Машинисте») тощую Портман — в итоге за эту роль она получила свой первый и пока что единственный Оскар.
Сюрреалистичности некоторым сценам придает съемка через различные искажающие плоскости, к примеру, зеркала
2019

Джокер

Joker, реж. Тодд Филлипс

Лица: Хоакин Феникс

Темы / страхи / отклонения: социопатия, раздвоение личности, галлюцинации, комплексы, мания преследования, проблемы с родителями, шизофрения

Пересечение с жанрами: драма, криминал

Ощущения: будто смотришь «Таксиста» для миллениалов

Приемы и особенности: слоумо, широкоугольные и длиннофокусные объективы, фоллоу шоты с разной высоты, крупные планы
«Джокер» стал ключевым событием в целом для всей киноиндустрии 2010-х годов — той самой декады, в течение которой супергеройское кино «выстрелило» и добралось до своего пика (в первой десятке самых кассовых фильмов 2010-х числится пять супергеройских). «Джокер» же дошел до широкого проката практически в самом конце 2019-го года и стал одним из главных фильмов этого,
во-многом «комиксового» десятилетия.
Картина Филлипса изучает героя из комикса DC до того, как он стал этим самым героем. Психологическая триллер-драма о несчастном больном человеке с минимальным количеством экшна и спецэффектов — это не то, что представляют себе зрители, услышав имя Джокер. Но благодаря своему сугубо индивидуальному подходу, работа Филлипса снискала лавры, монструозную популярность, неожиданно высокие сборы (свыше $1 млрд.) и перезагрузила все имеющиеся представления о фильмах про героев из комиксов. Невообразимый успех фильма напоминает о том, что большие сборы не всегда равняются работе по кальке и изобилию спецэффектов. В таких случаях зеркальный эффект в гибриде с новизной и разрушением ожиданий, могут сделать картину не просто популярной,
а культовой.

Опыт «Джокера» безусловно повлияет на кинематограф нового десятилетия, ведь сам факт того, что «так можно» — сместить акценты с супергероя на героя, с фантастики на относительную реальность, с дорогостоящих спецэффектов на внутренние переживания, породит все новые и новые эксперименты, как в рамках жанра, так и за его пределами.
Обратная связь
Обратная связь
Привет!

Меня зовут Лев Сумин и я сделал этот сайт в рамках своей магистерской работы, в которой изучал и систематизировал психологический триллер в кино. Так уж сложилось, что этот жанр ни любители-киноведы, ни профессионалы особо не освещают в интернете. И речь не только о русскоязычном сегменте, а и англоязычном.

Я не собираюсь забрасывать этот проект и буду развивать его дальше в рамках своего киноблога Нимус Говорит. В планах не только постоянно наполнять сайт по мере появления крутых психотриллеров, но и перевести сайт на английский язык, чтобы о нем узнало побольше людей.

Все предложения и идеи в отношении сайта и блога вы можете писать мне в Telegram, VK или даже на почту (nimuspeaks@ya.ru).


Спасибо, что заглянули.
Триллер (как и психотриллер) добрался до киноэкрана через тысячелетнюю литературную историю: и если захватывающее дух повествование в поэме «Одиссея» Гомера (написанной приблизительно в VIII веке до н. э.) все же сложно связать напрямую с нынешним триллером, то «Синюю бороду» Шарля Пьеро — легко.
Синяя борода
La Barbe bleue, автор: Шарль Пьеро
«Через несколько мгновений она стала замечать, что пол весь покрыт запекшейся кровью и что в этой крови отражаются тела нескольких мертвых женщин, висевших на стенах: все это были жены Синей Бороды, который вступал с ними в брак, а потом убивал».
На иллюстрации Гюстава Доре Синяя Борода похож на Уиллема Дефо в «Маяке» (2019)
Если так подумать, то Синяя Борода — это вообще один из первых серийных убийц, попавший на страницы книг. История, перекочевавшая из французских легенд, даже сейчас заставит понервничать: богатенький мужчина с синей бородой раз за разом женится, а жены куда-то пропадают. Всего несколько десятков страниц, а тут и тайны, и погони, и саспенс, и бедная девушка на перепутье — все это покрыто мистицизмом, символизмом и недосказанностью.

Про синебородого антагониста так и напрашивается приквел, в котором мы бы узнали, что за травма подтолкнула его к серии убийств своих возлюбленных (а еще было бы неплохо узнать, почему борода синяя и пробовал ли он бриться). И, по сути, такой приквел есть, ведь то, что сделал Пьеро — это ремейк старофранцузской сказки, где рассказывалось о рыцаре, убившем свою первую жену, а потом и пять последующих, но уже из-за того, что они, любопытные Варвары, заглядывали в запретную комнату, где рыцарь складировал трупы предыдущих жен. Поговаривают, что сказка произрастает из нескольких настоящих историй с куда более жуткими подробностями (вроде жертвоприношений и разговоров с духами).
Психотриллер — это в первую очередь активная фокусировка на личном кризисе рефлексирующего персонажа. Стихотворение «Ворон» — тот самый пример. У молодого человека умерла девушка и он не может начать нормально жить, отпустив ее. К нему в окно залетает ворон (изначально По подумывал о попугае) и он начинает с ним общаться. Облик «Ворона» параноидальный, хорроровый — дочитывая одну строчку, мы, будто опасаясь открыть скрипучую дверь в ночи, аккуратно и стараясь не выдать свой страх, переводим взгляд на следующую.
Ворон
The Raven, автор: Эдгар По
1845
литературные истоки
«И воскликнул я, вставая: "Прочь отсюда, птица злая!
Ты из царства тьмы и бури, – уходи опять туда,
Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,
Удались же, дух упорный! Быть хочу – один всегда!
Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь – всегда!"
Каркнул Ворон: "Никогда"».
По искажает пространство, мистифицирует его, нагоняет саспенс, использует рефрены, а в центр повествования ставит персонажа, страдающего легкой степенью шизофрении и аутоагрессии — птица ему вторит, что «никогда» то, «никогда» это, но он продолжает ее допрашивать, извращенно наслаждаясь этими страданиями.
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
Уиллем Дефо в «Маяке», 2019 (реж. Роберт Эггерс)
1697
На тот момент 27-летний Хичкок уже снял несколько немых фильмов, но именно «Жильца» он назвал своей первой полноценной работой, первым «хичкоковским» фильмом. Его поездка в Германию дала о себе знать — «Жилец» пропитан немецким экспрессионизмом: выраженный свет, тени, контраст и, конечно, сюжет, развивающийся на фоне убийств молодых блондинок, совершаемых маньяком под псевдонимом Мститель.
Жилец
The Lodger: A Story of the London Fog, реж. Альфред Хичкок
19
27
киноистоки
Но ни это, ни уникальные визуальные приемы (стеклянный пол, шатающаяся в определенные моменты лампа) не сделали «Жильца» похожим на состоявшийся «хичкококвский фильм». А вот впервые задействованная тема с обвинением порядочного человека — да, как и разрушение сложившегося образа актера — загадочно-нервного жильца, подозреваемого в серийных убийствах, сыграл «хороший парень» Айвор Новелло.
К этому моменту Хич уже вовсю снимает звуковое кино по различным приключенческим романам. Он запоздало добирается до «Дома Доктора Эдвардса» и решается его экранизировать. По сюжету женщина-психиатр Констанс влюбляется в нового главного врача, который, если верить косвенным уликам, возможно и не врач, а самозванец, притворяющийся мертвым человеком. Но у Констанс своя теория — она уверена в том, что у него амнезия. Завороженная тягой к мужчине, она следует за ним даже после побега и найдя его в отеле начинает свое расследование, в ходе которого узнает, что амнезия вызвана тем, что он стал свидетелем убийства настоящего врача. Через исследование ночных кошмаров героя получается разгадать тайну и найти настоящего убийцу.
Завороженный
Spellbound, реж. Альфред Хичкок
45
Декорации, разработанные Сальвадором Дали
Некоторые приемы в «Завороженном» стали новаторскими для кинематографа и определяющими для становления психотриллера. К примеру, то внимание, с которым режиссер подошел к «экранизации» снов героя. Для выполнения этой задачи он обратился к Сальвадору Дали, в том же году выпустившему свой шедевр – картину «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сюрреалист переосмыслил наработки «Андалузского пса» (1929), сделав аллюзию на самого же себя — глаз-декорацию в сцене сна разрезали ножницы. Помимо этого, в кадре появляются мрачные картины, нарисованные Дали специально для «Завороженного».
А в ключевой сцене картины задействована «субъективная камера» — камера располагается в таком положении, что у зрителя создается впечатление, будто он наблюдает действие не сквозь операторскую призму, а глазами героя или даже предмета. Прием применялся еще в начале XX века, но долгое время считался сугубо экспериментальным.

Хичкок же провернул невообразимое — в финальных кадрах через субъективную камеру он показывает глазами героя его самоубийство.
Использование приема «субъективная камера»
Головокружение
Vertigo, реж. Альфред Хичкок
58
появление психотриллера
Лица: Джеймс Стюарт, Ким Новак

Темы / страхи / отклонения: боязнь высоты, посттравматический стресс, галлюцинации, чувство вины, одержимость, объективизация

Пересечение с жанрами: детектив, романтика

Ощущения: вскруживает эстетикой

Приемы и особенности: транстрав, опенинг ( и постер) дизайнера Сола Басса, Сан-Франциско как отдельный персонаж, работа с цветом, ночной кошмар Скотти
8.3
Фильм можно без зазрения совести называть не только одним из главных психологических триллеров (не обращая внимания на то, что ему идет уже седьмой десяток), а и работой, определившей карьеру Хичкока и кинематограф в целом. Вся суть «Головокружения» в одержимости главного героя — раз за разом мы вместе со Скотти проходим по кругу и возвращаемся к началу.
«Мы путешествуем в пространстве так же, как во времени, путешествуют наши мысли и мысли персонажей, они опускаются, а точнее — идут по спирали в прошлое. Все образует круг, но круг никогда не заканчивается, и вращение уносит нас глубоко в воспоминания. Тени идут за тенями, иллюзии за иллюзиями, но их создают не исчезающие стены и не коридор зеркал, но движение, пугающее своей непрерывностью. Наделенное мягкостью круга и бритвенной остротой прямой линии».
Эрик Ромер «Спираль и идея» / Сеанс №72
Особенность «Головокружения» в одной примененной технике, которая никогда не будет так «подходить» другим фильмам. Транстрав (или Dolly Zoom, или Эффект Вертиго) — это оптический эффект, при котором происходящее на переднем плане кадра остается статичным, а задний план начинает отодвигаться назад и деформироваться. Как вы догадались, одно из названий приема пошло в честь этой самой картины, в котором он был несколько раз очень точно задействован.

Транстрав не принято использовать часто и не по назначению. Прием должен вписываться в общую стилистику картины и своим появлением демонстрировать не технические возможности картины, а подчеркивать важнейший момент, как, например, боязнь высоты, проявляемая у Скотти.
Фрагмент из ночного кошмара частного сыщика Скотти Фергюсона, страдающего акрофобией
Эффект Вертиго в «Головокружении». Эта штука способна укачать, лучше не засматривайтесь
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Психо
Psycho, реж. Альфред Хичкок
60
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Энтони Перкинс, Вера Майлз

Темы / страхи / отклонения: раздвоение личности, эскапизм, шизофрения

Пересечение с жанрами: детектив, хоррор

Ощущения: я до сих пор не уверен фильм ли это

Приемы и особенности: эталонный саспенс, культовая сцена в душе, сюжетный твист и убийца, вызывающий эмпатию
8.5
«Психо» — хрестоматийный пример в любом разговоре о хоррорах, триллерах
и, безусловно, психологических триллерах. По сюжету молодая девушка Мэрион совершает кражу денег со своей работы и пускается в бегство, но погибает от рук серийного убийцы и таксидермиста Нормана Бейтса, владеющего отелем, в котором она остановилась. Сцена ее убийства в душе — одним из самых знаковых за всю историю кино, предшествующий ей саспенс — неповторим.

Чуть ли не с первых минут картины появляется тревожное ощущение, будто что-то идет не так, что абсолютно верно, ведь героиня совершает преступление, но Хичкок делает ее «никакой» — ни симпатии, ни эмпатии, ни антипатии. Эта неразбериха по ходу ее движения (в том числе буквального) по миру фильма только усиливает подозрение и тревогу.
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
При этом продолжительность самой сцены убийства в душе, имеющей более чем 40-минутную «предысторию» исчисляется в секундах. Количество примененных планов и монтажных склеек превратило «обычное убийство» на экране в элемент поп-культуры: чередование крупных планов вопрошающего и наполненного страхом лица Мэрион, занесенного ножа, рук убийцы, стекающей крови, смешивающейся с водой. Выверенная режиссура никуда не исчезает и после «экшна» — сцена завершается матч катом со слива ванны, куда продолжает утекать кровь с водой на сверхкрупный план глаза Мэрион.
Хичкок и команда снимали эту сцену неделю. Чтобы вы понимали весь масштаб, то про эту сцену сняли документальный фильм «78/52» (2017). Цифры в названии означают количество дублей и примененных монтажных склеек
Тот самый образцовый матч кат, вошедший в историю
Отвращение
Repulsion, реж. Роман Полански
65
Лица: Катрин Денёв

Темы / страхи / отклонения: галлюцинации

Пересечение с жанрами: драма, хоррор

Ощущения: если бы реалити-шоу снимал Полански образца 1965-го

Приемы и особенности: фоллоу шот, звуковой гротеск, широкоугольный объектив
7.7
Полански своевольно обновляет «Психо», останавливаясь не только на монохроме, а и уделяя внимания работе со способными вызвать дополнительные эмоции тенями и светом, выбирая необычные для 1960-х ракурсы — субъективную камеру или фоллоу шоты, преследующие по пятам героиню Катрин Денев. Крепчайший саспенс охватывает фильм с первых минут, когда зритель знакомится с главной героиней Кэрол — интровертом и эскапистом, и сразу же понимает, что эта история явно не закончится хэппи-эндом. Девушка видит трещины в стенах, свои отпечатки на них, теряется между сном и явью, бредом и здравым рассудком.

Поздний постмодернистский триллер окончательно сделал «нормальным» явлением то, что делал во многих своих картинах Хичкок и продолжил Полански — галлюцинации не только стали все чаще появляться в кино разных жанров, а и превратились в полноправный повествовательный киноэлемент, раскрывающий те бессознательные стороны героев, которые кажутся недоступными бо́льшую часть фильма.
Сюжет «Отвращения» очень в духе 2020-го: девушка остается одна в квартире и начинает сходить с ума
развитие психотриллера
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Таксист
Taxi Driver, реж. Мартин Скорсезе
76
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер

Темы / страхи / отклонения: социопатия, безумие, посттравматический стресс, одиночество, бессоница

Пересечение с жанрами: криминал, драма

Ощущения: словно стрижка Де Ниро

Приемы и особенности: отголоски нуара, субъективное видение, ирреальность за счет размытых кадров, джазовый скор
8.3
«Таксист» — это психологический триллер-драма с «документальной» основой в виде финансового краха в Нью-Йорке 1970-х, когда еще совсем недавно процветающий мегаполис превратился в декорацию к постапокалиптическому фильму. И персонаж Де Ниро, и ситуация были пропитаны «жизненностью», поднимали актуальную тему, а то есть творение Скорсезе еще тогда было остросоциальным высказыванием в отношении текущей ситуации.
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
«"Таксист" — это один из немногих действительно современных фильмов ужасов».
Де Ниро и Скорсезе на съемках фильма
— так в своей рецензии для The New Yorker на только вышедший фильм американская журналистка и кинокритик Полин Кейл объяснила, почему зритель разделяет взгляды с радикально настроенным героем.

Трэвис Бикл, ветеран вьетнамской войны, в исполнении Роберта Де Ниро стал гласом народа — он произносил те реплики, что приходили на ум любому здравомыслящему нью-йоркерцу тех лет. В «Таксисте» из кризиса вытекали отношения (каждые из которых напрашивается назвать борьбой) не только между людьми (в том числе разных слоев), а и между человеком и городом, человеком и собственным «я».
К примеру, так выглядел Нью-Йорк после блэкаута в 1977-м
undefined
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Сияние
The Shining, реж. Стэнли Кубрик
80
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Джек Николсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд

Темы / страхи / отклонения: тотальная шизофрения, семейный кризис

Пересечение с жанрами: драма, мистика, хоррор

Ощущения: клаустрофобично и непредсказуемо

Приемы и особенности: симметрия, длинные кадры, стедикам, панорамирование, фоллоу шоты
8.4
С моей субъективной точки зрения «Сияние» произрастает примерно оттуда же, откуда «Психо». Оба были абсолютно шокирующим и революционным для своего времени. Сейчас же — они точно не хорроры, как их подавали тогда (если только чуть-чуть), а гигантские эмоциональные сгустки, не поддающиеся нормальному описанию и действующие на каждого по-разному, но главное действующие.

Кубрик выбесил Кинга, сдвинув его видение в сторону и вырезав множество страниц с мистикой. «Сияние» превратилось не в историю о маленьком мальчике Дэнни, которого окутало сверхъестественное, а в экранизацию распада личности и семьи в гигантском, но при этом сдавливающем отеле и его окрестностях.
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
«Here's Johnny!» — по культовости и цитируемости эта сцена уступает лишь убийству в душе из «Психо». Во время съемок сцены Джеку Николсону пришлось сломать 60 дверей
Николсон и Кубрик. Фото со съемок
«Кубрик создавал свою головоломку, не рассчитывая на то, что ее будут разгадывать. Или по-другому: он создал произведение, для правильного прочтения которого человечеству понадобилось еще несколько лет технического прогресса, как несколько веков технического прогресса понадобилось для того, чтобы приблизиться к разгадке "Менин"».
Мария Кувшинова
«Кино как визуальный код»
Фрагмент из ночного кошмара частного сыщика Скотти Фергюсона, страдающего акрофобией
«Менины» (1656) — картина Диего Веласкеса
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Молчание ягнят
The Silence of the Lambs, реж. Джонатан Демме
90
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс

Темы / страхи / отклонения: психология серийного убийцы

Пересечение с жанрами: криминал, драма

Ощущения: дрожь

Приемы и особенности: фоллоу шоты, различные позиции субъективной камеры, крупные планы глаз
8.6
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
C «Молчания ягнят» начинается правильное осмысление образов серийных убийц, наводивших страх на Америку все предшествующие десятилетия. Делается это, конечно, глазами молодой и неопытной курсантки академии ФБР. В ходе расследования дела серийного убийцы Буффало Билла, Клариса начинает советоваться с Ганнибалом Лектером — убийцей-каннибалом-психиатром в прошлом и профайлером ФБР в нынешнем. Всего 16 минут Лектера в исполнении Хопкинса становятся экранной интерпретацией слова «страх», при этом интерпретацией с перебором — к взмокшим ладошкам, прибавляется бесцеремонность, с которой Лектер влезает в нашу жизнь, смотрит нам в глаза.
В 2003-м его назовут «лучшим злодеем» по версии Американского института киноискусства
Психологический триллер внезапно стал полон символов — неумолкающие ягнята в голове Кларисы, ее постепенное психологическое превращение из личинки в бабочку — кстати, череп на ней отсылает к фотографии Дали. Образ жестокого убийцы, как Буффало Билла, так и Лектера, раскрывается более «человеческим» путем через наблюдение их рутины или разговоров с ними. Теперь это не просто маньяки по умолчанию (как в слэшерах), а личности. В случае Ганнибала публика сквозь страх и вовсе прониклась к нему — он может и убийца, но в первую очередь изощренный гений и одаренный высоким интеллектом психиатр. Эмпатия — страшная вещь...
«Лектер – действительно каннибал, но не в отношении своих жертв, а в отношении Кларисы Старлинг. Их взаимоотношения представляют собой издевательскую имитацию ситуации психоанализа, поскольку в обмен на свою помощь в поимке Буффало Билла он хочет, чтобы она доверила ему – что? Именно то, что пациент доверяет психоаналитику: ядро своего бытия, свою первофантазию (блеяние ягнят)».
Славой Жижек. «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)»
undefined
перевоплощение психотриллера
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Машинист
El Maquinista, реж. Брэд Андерсон
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Кристиан Бэйл

Темы / страхи / отклонения: аутоагрессия, галлюцинации, бессонница, посттравматический стресс, чувство вины, паранойя, амнезия

Пересечение с жанрами: драма

Ощущения: истязающий опыт

Приемы и особенности: отсылки к классическим психотриллерам, флэшбеки, ручная камера
7.7
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
Персонаж назван в честь Трента Резнора, которого вы знаете по саундтрекам к фильмам Дэвида Финчера или как фронтмена Nine Inch Nails.

На фото: Трент Резнор и Кристиан Бейл
Тревор Резник, работающий слесарем, попал в ментальную засаду — он уверен, что совершил нечто ужасное, но не помнит что, вдобавок его охватывает паранойя и гипнагогия (состояние между сном и бодрствованием). Ей вторит аналогичный, только физический тупик — Резник с отбеливателем драит пол и свои руки, а болезненная худоба делает его буквально все меньше и незначительнее. Пытаясь разобраться со всем и покинуть это фиктивное гнетущее чистилище, окутанное в болезненный, сырой цветокор, он проходит свою арку, которую в целях безопасности (вдруг вы не смотрели фильм) я не буду разглашать.
20
04
Разговоры об этом фильме обычно крутятся лишь вокруг того, как для главной роли трансформировал свое тело Кристиан Бэйл (актер похудел на ~30 кг), но в контексте психотриллера нулевых — это кино совершенно знаковое, наравне с «Помни» и «Останься». Причина проста — фильм транслирует происходящее в голове у человека, обретшего россыпь психических расстройств.
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Черный лебедь
Black Swan, реж. Даррен Аронофски
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель

Темы / страхи / отклонения: раздвоение личности, галлюцинации, комплексы, асексуальность, асоциальность, проблемы с родителями, паранойя

Пересечение с жанрами: драма

Ощущения: лезет под кожу, нервирует

Приемы и особенности: субъективная камера, 16mm пленка, фоллоу шоты, акцент на теле героини
8.0
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
Неудивительно, что именно Аронофски, ровно за 10 лет до «Черного лебедя», поставивший «Реквием по мечте», феерично перерезал красную ленточку, чтобы открыть лучшее десятилетие для психологического триллера. Занимаясь собственным переосмыслением культурного восприятия балета Чайковского, он заодно перезагрузил весь жанр. А еще заставил худеть (конечно, не так радикально, как Бейл в «Машинисте») тощую Портман — в итоге за эту роль она получила свой первый и пока что единственный Оскар.
10
Сюрреалистичности некоторым сценам придает съемка через различные искажающие плоскости, к примеру, зеркала
ОТСТУП ПОД ФОТО
ОТСТУП ПОСЛЕ ПОДПИСИ К ФОТО
Джокер
Joker, реж. Тодд Филлипс
ОТСТУП МЕЖДУ ГОДАМИ
Лица: Хоакин Феникс

Темы / страхи / отклонения: социопатия, раздвоение личности, галлюцинации, комплексы, мания преследования, проблемы с родителями, шизофрения

Пересечение с жанрами: драма, криминал

Ощущения: будто смотришь «Таксиста» для миллениалов

Приемы и особенности: слоумо, широкоугольные и длиннофокусные объективы, фоллоу шоты с разной высоты, крупные планы
8.5
ОТСТУП ПЕРЕД ЦИТАТОЙ
ОТСТУП ПЕРЕД ФОТО
«Джокер» стал ключевым событием в целом для всей киноиндустрии 2010-х годов — той самой декады, в течение которой супергеройское кино «выстрелило» и добралось до своего пика (в первой десятке самых кассовых фильмов 2010-х числится пять супергеройских). «Джокер» же дошел до широкого проката практически в самом конце 2019-го года и стал одним из главных фильмов этого,
во-многом «комиксового» десятилетия.
19
Картина Филлипса изучает героя из комикса DC до того, как он стал этим самым героем. Психологическая триллер-драма о несчастном больном человеке с минимальным количеством экшна и спецэффектов — это не то, что представляют себе зрители, услышав имя Джокер. Но благодаря своему сугубо индивидуальному подходу, работа Филлипса снискала лавры, монструозную популярность, неожиданно высокие сборы (свыше $1 млрд.) и перезагрузила все имеющиеся представления о фильмах про героев из комиксов. Невообразимый успех фильма напоминает о том, что большие сборы не всегда равняются работе по кальке и изобилию спецэффектов. В таких случаях зеркальный эффект в гибриде с новизной и разрушением ожиданий, могут сделать картину не просто популярной,
а культовой.

Опыт «Джокера» безусловно повлияет на кинематограф нового десятилетия, ведь сам факт того, что «так можно» — сместить акценты с супергероя на героя, с фантастики на относительную реальность, с дорогостоящих спецэффектов на внутренние переживания, породит все новые и новые эксперименты, как в рамках жанра, так и за его пределами.
Пит Мондриан Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным (1930)
Терминология и сокращения
Терминология и сокращения
Терминология и сокращения
Авторское кинофильмы с явным «почерком» режиссера. Может быть как финансово прибыльным, так и совершенно наоборот.

Артхаус — категория фильмов, имеющих узкую аудиторию и преимущественно низкий бюджет.

Девиантное поведениеэто устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Макгаффиннечто, что движет фильм и держит зрительский интерес. Макгаффин может быть невидимым, намеренно скрытым или же быть осязаемым предметом в центре внимания.

Матч кат — монтажная склейка двух кадров через визуально похожие предметы.

Метажанровое кино — категория фильмов, находящихся «над» понятием «жанр». Подобное кино сложно отнести к конкретным жанрам.

Нарратив — закадровый голос, «помогающий» зрителю быстрее вникнуть в происходящее на экране.

Ненадежный рассказчик — звучащий нарратив доносит заведомо неверную или неполную информацию.

Опенинг — вступительная заставка с титрами.

Отсылка — преимущественно визуальное цитирование элементов конкретных фильмов, произведений искусства, явлений поп-культуры.

Приквел — фильм, события в котором предшествуют ранее снятой и уже выпущенной картине.

Психологический триллер (психотриллер) — один из поджанров триллера, в котором исследуется психологическое состояние героя / -ев.

Ремейксовременная постановка уже существующего фильма.

Референс — вспомогательный образец, выступающий в роли отправной точки для создания чего-то нового.

Ручная камера — техника съемки, при которой камера находится в руках оператора, а не на штативе, кране и т.д.

Саспенс — ощущение тревожного ожидания.

Сиквел — продолжение существующего фильма.
Скор — оригинальная музыка, написанная специально для конкретного фильма.

Слоу-мо — замедленная съемка.

Спин-офф — фильм-ответвление от оригинального и уже существующего произведения.

Тайтл — «логотип» фильма, содержащий в себе его название, в большинстве случаев появляется в опенинге.

Твист — внезапный сюжетный поворот.

Триллер (от англ. thrill – трепет, дрожь) — жанр, побуждающий зрителей сильно переживать из-за происходящего на экране. Триллер вызывает ожидание, удивление, волнение и тревогу, интригует неизвестностью. Не имеет конкретных границ. Зачастую элементы триллера можно встретить в картинах других жанров.

Фабула — «стержень» фильма, его конфликтная основа.

Флэшбэк — прием, через который зритель заодно с героем «проваливается» в его воспоминания ради получения важной для настоящего времени фильма информации.

Флэшфорвард — воображение героя о будущем, исход которого зависит от принимаемого им решения в настоящем. В более широком смысле флэшфорвард может показывать мир фильма еще до знакомства зрителя с ним. В таком случае ему предстоит сразу (хоть и не в полной мере и без контекста) увидеть то, чем закончится фильм. Это лишает картину базовой интриги, но усиливает параллельные ей.

Фрейминг — помещение персонажа / -ей или объекта / -ов в рамки, буквально существующие в пространстве кадра: окна, дверные проемы и т.д. Через фрейминг зрителю помогают сфокусироваться на том, что актуально в данный момент.

Фоллоу шот — кадр, снятый таким образом, что камера как бы «преследует» персонажа, двигаясь за его спиной в том же направлении и с той же скоростью, что и он сам.

Четвертая стена — воображаемая граница между зрителем и актерами. Четвертая стена рушится, когда персонажи с экрана напрямую обращаются в камеру, заводя «разговор» со зрителем.

Эффект Вертиго — оптический эффект, при котором происходящее на переднем плане кадра статично, а задний план отодвигается назад. У этого гипнотического приема есть и другие названия (транстрав, dolly zoom), а конкретно это пошло в честь фильма Альфреда Хичкока «Головокружение» (Vertigo), где он был эффектно применен.
Обратная связь
Привет!

Меня зовут Лев Сумин и я сделал этот сайт в рамках своей магистерской работы, в которой изучал и систематизировал психологический триллер в кино. Так уж сложилось, что этот жанр ни любители-киноведы, ни профессионалы особо не освещают в интернете. И речь не только о русскоязычном сегменте, а и англоязычном.

Я не собираюсь забрасывать этот проект и буду развивать его дальше в рамках своего киноблога Нимус Говорит. В планах не только постоянно наполнять сайт по мере появления крутых психотриллеров, но и перевести сайт на английский язык, чтобы о нем узнало побольше людей.

Все предложения и идеи в отношении сайта и блога вы можете писать мне в Telegram, VK или на почту.



Спасибо, что заглянули.
nimuspeaks@ya.ru
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website